Справочник
Колеса из легких сплавов

За два десятилетия массового выпуска колес из "легких" сплавов можно заметить как внешний вид колеса отслеживал технологические возможности его производства и общие тенденции в дизайне кузовов автомобилей.
Сегодня технологические возможности производства позволяют говорить о моде на колесо, как например, на обувь или головной убор. Элементы конструкции лицевой поверхности дисковой части легкосплавного современного автомобильного колеса имеют плавные, скругленные формы. Для кузовов типа "седан" фирмы-изготовители автомобилей предлагают колеса с развитой дисковой частью, легко обслуживаемые, придающие автомобилю в целом солидный внешний вид, подчеркивая его надежность. Для автомобилей с кузовами "купе" характерны различные виды звездных дисковых частей с целыми и рассечеными лучами, придающими внешнему виду автомобиля легкость и изящность. Ну а для мощных дорогих престижных автомобилей спортивного типа выпускаются легкие колеса размером 16-18 дюймов с очень тонкими спицами, выполненные по самым совершенным и дорогим технологиям.
Особую нишу во внешнем дизайне занимают колеса "кованные", выполненные методом объемной горячей штамповки. Технологические особенности производства таких колес позволяют получать изделия легкие, прочные, высококоррозионностойкие, даже без дополнительной защиты поверхности, но со скромным, не всегда отвечающим тенденциям современной моды, внешним видом. Поэтому добротное "кованное" колесо всегда можно отличить от литого по наружной поверхности, которая практически всегда обработана на токарных и фрезерных станках.
В странах с развитым автомобилестроением такие дорогие, добротные колеса предлагают для спортсменов, полицейских автомобилей или тем, для кого техническое совершенство детали, ее надежность и долговечность работы важнее прекрасного модного внешнего вида.
На вторичном рынке автомобильных колес из "легких" сплавов представлены в основном колеса ("диски") с ажурной, легкой дисковой частью, порой очень сложных форм различного вида звезд и спиц. Часто фирмы-изготовители таких изделий, увлекаясь техническими возможностями современных технологий, соревнуются между собой в создании различных дизайнов дисковой части колеса и в погоне за красотой не обращают внимания на наличие лишнего количества металла.
С другой стороны, для снижения стоимости колеса используют сплавы с относительно низкими механическими свойствами и, чтобы колесо выдержало необходимую нагрузку, конструкторы увеличивают толщину стенок. Вес таких колес стремительно приближается к весу аналогичного колеса из стали.
Тем не менее любые колеса ("диски") из "легких" сплавов с изящным внешним видом и хорошей поверхностью лицевой части, сохраняющейся в течение 3-5 лет в самых жестких условиях эксплуатации, имеют спрос у потребителя.
При приобретении колеса возникают, как правило, два основных вопроса: какую резиновую шину можно поставить на интересующее вас колесо и можно ли поставить выбранное колесо на ваш автомобиль. Разобраться в этих вопросах самостоятельно Вам поможет представленная ниже техническая информация.


Соответствие серии резиновых шин для одной модели автомобиля.





Резиновая шина для легкового автомобиля.


Пример маркировки: 195-60 R14 93 Н

195 - ширина профиля "I" в мм
60 - отношение высоты профиля "H" к ширине профиля "I" в %
R - радиальное расположение нитей корда
93 - индекс нагрузки (если 93, то 650 кг)
H - символ максимальной скорости (если Н, то 210 км/час)


Если Вы хотите изменить для Вашего автомобиля ширину и диаметр резиновой шины, то необходимо определить ее диаметр. Для этого:

Диаметр диска:
14 дюймов x 2,54 см = 35,56 см

Высота резиновой шины:
(195 x 60): 100 = 11,7 x 2 = 23,40 см

Наружный диаметр резиновой шины равен:
35,56+23,40 = 58,96 см

Длина наружной окружности равна:
58.96 x 3.14 = 185,13 см


ПРИМЕЧАНИЕ. При изменении размера резиновой шины ее диаметр не должен отличаться от номинального более 2% или длина наружной окружности резиновой шины не должна изменяться более 30 мм. Таким образом, увеличивается только размер металлической части колеса ("диска") и посадочный размер на обод резиновой шины. Избегайте применения ширины резиновой шины, которая не соответствует весовым и мощностным характеристикам автомобиля. Одновременно надо помнить, что одна и та же шина может быть смонтирована на "диск" разной ширины.


Справочные данные по "диску".


Дисковое колесо состоит из двух основных частей: обода и диска. - Диск это центральная часть колеса, при помощи которой колесо крепится на ступицу автомобиля болтами или гайками. - Обод это цилиндрическая часть колеса специального профиля, которая расположена перпендикулярно диску и служит для монтажа на него резиновой шины.
РАЗМЕРЫ: всегда даются в дюймах (1 дюйм=25,4 мм), кроме конструкций фирмы "Мишелин", которая даст размеры в миллиметрах.

Пример маркировки: 5J x 13Н2 ЕТ 30

5 - ширина обода колеса в дюймах
13 - диаметр обода в дюймах
J и H2 - конструктивные особенности профиля обода
ET 30 - вылет (от немецкого слова Einpresstiefe - ET) 30 мм


ВНИМАНИЕ: Ширина и диаметр выбираются в соответствии с размером резиновой шины. Для определения габаритной ширины обода колеса надо прибавить к значению ширины обода на маркировке еще 26 мм. то есть толщину внешней и внутренней бортовых закраин. Габаритная ширина обода должна быть на 12 (плюс-минус 4) мм меньше ширины профиля резиновой шины.


Вылет колеса.


Это размер между привалочной плоскостью диска колеса при установке на ступицу автомобиля и воображаемой плоскостью, проходящей посередине обода. - Вылет "положительный" если привалочная плоскость не переходит за воображаемую плоскость. - Вылет "отрицательный" если привалочная плоскость переходит через воображаемую плоскость.

Габаритный размеры диска Положительный вылет Отрицательный вылет

Для определения величины вылета колеса нужно измерить размер "В" с внутренней стороны колеса. Разделить размер "X" пополам. Вычесть из размера "В" размер Х:2. Если разность положительная, то и вылет положительный , если отрицательная, то и вылет "отрицательный".


Центральное отверствие.


Диаметр центрального отверстия, который измеряется со стороны привалочной плоскости, должен соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля. Точное сопряжение этих размеров обеспечивает безупречное центрирование колеса на ступице. Если же диаметр центрального отверстия больше, то центрирование осуществляется по коническим (или сферическим) поверхностям в отверстиях крепления диска колеса болтами или гайками.
Часто одно и то же колесо ("диск") предлагается на автомобили разных фирм, поэтому центральное отверстие в диске колеса должно быть разным. В этом случае многие колесные фирмы выпускают переходные пластмассовые кольца, которые вставляются перед монтажом колеса на автомобиль в центральное отверстие диска колеса. Внутренний диаметр такого кольца соответствует присоединительному размеру ответной части на автомобиле и делает более удобным монтаж колеса, улучшает его центрирование.


Диаметр расположения отверстий крепления.


Отверстия крепления колеса располагаются на различных диаметрах с жестким позиционным допуском по отношению к центральному отверстию. Чтобы определить диаметр "В" расположения отверстий крепления надо измерить расстояние "А" между центрами соседних отверстий и умножить на соответствующие коэффициенты, которые приведены ниже.

3 отверстия 4 отверстия 5 отверстий
3 отверстия 4 отверстия 5 отверстий



Советы по установке колеса.


Колесо должно быть проверено на автомобиле до того, как Вы собрали его с резиновой шиной. Убедитесь, что оно хорошо прилегает к присоединительным поверхностям, свободно вращается и не выступает за габариты кузова. Проверьте соответствие числа и диаметра расположения отверстий крепления, а также диаметр, длину и шаг резьбы болтов. (Длина резьбы, которая вворачивается в ступицу при креплении колеса, должна быть не менее величины диаметра болта).


Конструктивные особенности автомобиля, влияющие на возможность установки колеса.




тормозное устройство, выступающее и невыступающее за привалочную плоскость ступицы выступающие головки винтов, болтов или шпилек

наличие балансировочных грузов тормозного барабана шайбы фиксации шпилек зазоры в крыльевых арках, в элементах подвески и рулевом приводе



Крепление колеса.


При установке колеса затягивайте элементы крепления в очередности, показанной на схеме.

4 отверстия 5 отверстий 6 отверстий
4 отверстия 5 отверстий 6 отверстий
После каждой новой установки колеса проверяйте его крепление через каждые 50-200 км пробега автомобиля.

Диаметр резьбы и рекомендуемый момент затяжки:

10 мм6 кГм
12 мм9 кГм
14 мм11 кГм
7/16 дюймов8 кГм
1/2 дюйма9 кГм